«Разные доли, метр». Музыкальный развивающий урок для детей

Развивающий музыкальный урок для детей

Что нужно приготовить к этому уроку родителям вместе с детьми

Вырежьте из бархатной бумаги (любого цвета) кружочки диаметром 4—5 сантиметров — 56 штук. Бархатная сторона кружочка — это его нижняя сторона. Сверху кружочки нужно оклеить цветной глянцевой бумагой или покрасить краской: сорок (по 20) — розовой и голубой, 16 (по 8) — красной и синей.

Вырежьте из картона лист (размером 22 на 30 сантиметров), оклейте его бархатной бумагой (любого цвета). Этот лист мы называем доской. Выложенные на нем кружочки не будут скользить, когда лист-доска устанавливается на пюпитре.

Первая игра

Проверьте, хорошо ли, удобно ли и прямо сидит ребенок. Медленно, четко произнесите имя ребенка, потом несколько других имен, выбрав такие, которые состоят только из двух слогов, например: Таня, Саша, Катя, Вова и т. д. Потом быстро повторите те же имена, делая неверные ударения. Ребенок смотрит на вас с удивлением. Потом с большим удовольствием поправляет вас.

Но разные дети по-разному это выражают. Один ребенок может выразить словами «правильно», «неправильно». Другой способен, выделив разные слоги, сказать о них словами «громкий слог», «тихий» или даже «ударный», «безударный». Третий: «Не знаю почему, но неправильно». Однако важно, что дети понимают, когда слово звучит верно.

Вторая игра

Здесь задача усложняется. Вы даете ребенку сделанный вами лист-доску и кружочки одного размера, но разных цветов. Сперва красные и розовые, а потом (в другой игре) — синие и голубые.

Теперь попросите ребенка слушать звуки: и выкладывать при этом на доске кружочки — «записывать, как большие, то, что они слышат». Нужно обязательно сказать и показать, что слова записывают слева направо и что кружочки поэтому следует тоже выкладывать на доске слева направо, как слова. Далее, подойдите к фортепиано, произнесите имена детей и разные слова сначала из двух, потом из трех слогов. И одновременно играйте на фоно звуки, разные по силе, но на одной высоте и одинаковые по продолжительности, повторяя в звуках фортепиано ритм имен и слов. Играть можно звукоряд от ДО первой октавы (подряд все белые клавиши), повторяя каждую клавишу по два раза в двухсложных словах и по три раза в трехсложных словах, и с каждым последующим словом переходите на другую клавишу. Можно затем попробовать и «забыть» произнести слово и полностью «заменить» его звучанием клавиши. Ребенок внимательно слушает, с большим удовольствием работает, выкладывая на доске знаки — разные доли. Воспринимая на слух сильную долю — ударный слог слова (вы играете его громче, а второй слог-звук — слабее), ребенок находит темный кружочек, уверенно берет его в руку и выкладывает на доске, то есть обозначает сильную долю своим знаком (темным кружочком).

Далее, воспринимая на слух слабую долю (вы играете безударные слоги тише), ребенок находит светлый кружочек и выкладывает на доске, обозначая слабую долю знаком (светлым кружочком). Вот первые знаки, которые самостоятельно создает ребенок. Это как бы первый, но самый важный «кирпичик», который закладывается в основу всей дальнейшей работы по воспитанию и развитию музыкально-слуховых представлений ребенка. Важно отметить: ваш ребенок сразу начал сознательно работать, самостоятельно действовать со звуками (воспринимать сначала разные слоги слова, потом силу звука), различать их по силе, выделять их соотношения и связи и воспроизводить то, что слышит, знаками. Дайте ребенку другие кружочки по цвету. Если сначала были красные и розовые, то теперь дайте синие и голубые.

Третья игра

Наша задача — продумать и организовать занятия так, чтобы ребенок, действуя со звуками, слушая разные доли, переживал их, а не механически воспринимал то, что слышит. Поэтому предложим ему связать услышанные и им самим «записанные» звуки, то есть сыграть их на фортепиано. Ребенок только что слушал разные доли, записывал их. Пусть он подойдет к фортепиано с доской, на которой сделана «запись» чередования допей. Посадите ребенка за фортепиано и попросите играть, «как большие», по записи. Ребенок смотрит в «запись», видит знаки, вспоминает их звучание. Чтобы ему было легче представить, вспомнить по знаку звучание, можно попросить его смотреть на знаки и говорить последовательно — как выложены кружочки? Что он видит? Какая первая доля — сильная или слабая?

Он объясняет и после этого начинает играть. Читает знаки с большим удовольствием, самостоятельно действует на фортепиано. Каким пальцем и на какой клавише играть, выбирает сам ребенок, а если же он вас спросит, где и каким пальцем играть, предложите ему сыграть правой рукой третьим пальчиком на одной из белых клавиш первой октавы.

Четвертая игра

Напомним, что ребенок учится не только тогда, когда сам действует, но и тогда, когда проверяет действия другого. Играйте по его записи и ошибайтесь. Пусть он вас слушает, глядя в запись, и поправляет. Заметим, что ребенок обязательно вас поправит, если игра его не утомила, но если он устал, занятия следует прекратить.

После того как ребенок и вы проиграли примеры, записанные на доске, попросите его сесть на парту (за столик) и предложите ему сочинить свои примеры (имена, слова), затем сыграть их на инструменте. Ребенок с удовольствием выполняет задание. Это уже следующий шаг в воспитании творческого отношения к работе со звуками.

Выводы

Заметим, что не следует останавливать и исправлять ребенка, если при воспроизведении на фортепиано разных по силе долей он играет звуки, разные по высоте (не точно так, как играли ему вы). Ведь внимание ребенка было направлено на решение только одной задачи: различать разные доли, метр, то есть звуки, разные по силе. Бывает так, что ребенок повторяет какой-либо пример, записанный на доске, несколько раз. Это также нельзя считать ошибкой. Гораздо важнее то, что ребенок работает сознательно и у него воспитывается и развивается желание конкретно действовать со звуками. Он исполняет их, переживает звуки — доли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *